Наши предки лес берегли и елок не рубили, а на Рождество дом украшали сплетенными из камыша пирамидками-«паучками» и «хлебными деревьями», связанными из пшеницы или ржи украшенными снопами, которые на Западной Украине называют дидухами (от «дедов дух»). Многие ставят их дома вместо елки, а во Львове огромный дидух устанавливают в центре- 6 января.
Уже много лет главный городской символ плетут мастера-пенсионеры из села Голобутив на Львовщине, заниматься этим промыслом они начали больше четверти века назад. В 1989 году своих дидухов мастера выставили во Львовском национальном музее. Успех был немыслимым, посыпались заказы. Им предложили сделать 2-метрового дидуха для центра Львова. В 2000 году сплели 4-метровый сноп для Киева. Маленьких дидухов покупают и украинцы, и иностранцы на сувениры. Сегодня дидухи мастеров есть во Франции, США, Канаде, Японии, Австралии, Польше, Германии, России. Домашний дидух стоит на львовском вернисаже 200—300 грн. Большие 3—4-метровые дидухи плетут под заказ, и стоят они около $1000. Секрет успешного бизнеса семьи, по мнению сына мастеров, в том, что вместо традиционной пшеницы и ржи они используют овес. Это растение лучше хранится и смотрится богаче. А если его оросить водой, то овсяной дидух начинает издавать душистый аромат полей.
Традиция ставить дидух родилась во времена язычества. Это был последний не обмолоченный сноп, который несли с поля в дом. А весной его молотили и смешивали с зерном для посева, чтобы хорошим урожай был. А еще есть такая легенда: говорят, что в хлеву, где родился Иисус, было очень холодно. В стене Иосиф нашел большую щель и закрыл ее снопом из соломы. Поэтому мы ставят дидух в углу под иконами — для тепла в душе и доме.
|